Причины перегрева двигателя и как их устранить

Лето, жара, пробки на дорогах – всё это для многих автомобилистов является очередным испытанием, связанным с большой вероятностью перегрева двигателя. От этой проблемы никто не застрахован, но особенно она актуальна для авто с большим пробегом. А вот последствия перегрева могут быть самыми разными, начиная с испорченного настроения от прерванной поездки и неоправданной потери времени на вынужденные стоянки с открытым капотом, до деформации блока цилиндров, заклинивания поршней и внепланового капитального ремонта силового агрегата.

В исправном техническом состоянии при холодном двигателе охлаждающая жидкость циркулирует по так называемому малому кругу: двигатель – помпа – двигатель, быстро прогревая силовой агрегат до рабочей температуры. Дальнейший нагрев силового агрегата и, соответственно, тосола ведёт к открытию клапана термостата, что в свою очередь приводит к перенаправлению охлаждающей жидкости по большому контуру – через радиатор авто. Понимание принципа работы системы охлаждения в большинстве случаев позволяет быстро выявить причины перегрева двигателя и принять меры к их устранению.

Перегретый двигатель. 4 основные причины

Не вдаваясь в технические тонкости конструкции силового агрегата и возможные неисправности внутри, которые могут привести к перегреву и выходу его из строя, следует остановиться на тех причинах, которые водитель даже без особой технической подготовки может диагностировать сам.

  • Утечка тосола.

Одна из самых распространённых причин перегрева двигателя – утечка охлаждающей жидкости. Надо понимать, что система охлаждения является герметичной, поэтому при её нагреве возникает давление. Естественно, что патрубки, места их стыковки, уплотнитель водяного насоса, радиатор – всё находится под высоким давлением. И, как говорится, где тонко, там и рвётся: старые, потерявшие эластичность патрубки, свищи на поржавевшем радиаторе, порванные резиновые прокладки датчиков… А причины – старость или некачественные охлаждающие жидкости.

Места разгерметизации системы чаще всего можно диагностировать визуально, например, струйку тосола или антифриза всегда можно увидеть из треснувшего патрубка или плохо затянутого хомута. Некоторые подобные неисправности можно устранить в полевых условиях. Более сложные случаи требуют ремонта в СТО. При этом независимо от сложности поломки езда без охлаждающей жидкости категорически запрещена.

  • Неработающий термостат.

Если при движении автомобиля стрелка температуры доходит до 100° С и выше, а уровень охлаждающей жидкости находится в норме, то одной из вероятных причин может быть выход из строя термостата.

Диагностировать эту неисправность можно путём ощупывания шланга, идущего от термостата к радиатору. Если на нагретом двигателе он окажется холодным, то это означает, что клапан термостата не открылся. Причины могут быть различными, но лечение одно – замена термостата. При этом если нет желания вызывать эвакуатор, продолжить движение можно только короткими отрезками с длительными стоянками для охлаждения силового агрегата, осуществляя контроль по стрелке датчика температуры охлаждающей жидкости.

  • Поломка помпы.

Ещё одной причиной «закипания» может стать неработающая совсем или плохо работающая помпа, которая не обеспечивает нормальную циркуляцию охлаждающей жидкости. Водяной насос выходит из строя при повреждении подшипника, сильного люфта или разрушения вала, из-за отложений, препятствующих прохождению охлаждающей жидкости, ржавчины и коррозии крыльчатки, при возникновении кавитации – пузырьков, которые образуются в тосоле и схлопываются, создавая большие ударные нагрузки.

Выявить неисправность помпы можно, сжимая верхний патрубок радиатора. Если насос исправен, то можно почувствовать небольшой толчок охлаждающей жидкости. Зачастую при неисправностях помпы возникает течь или появляется посторонний шум во время её работы. Во всех случаях при возникновении неисправности водяного насоса он подлежит замене. Вообще помпа считается расходным материалом и чтобы не допустить «сюрпризов» в дороге её следует менять через каждые сто тысяч километров пробега.

  • Неисправный вентилятор.

Несанкционированное прекращение работы вентилятора неминуемо ведёт к перегреву. Почему перестаёт работать вентилятор? К примеру, перегрев двигателя ВАЗ может наступить из-за выхода из строя электродвигателя, муфты включения, неработающего датчика или просто из-за отошедшего провода.

При неисправности электродвигателя вентилятор подлежит замене. Остальные неисправности устраняются на месте или в условиях СТО.

Кроме перечисленных неисправностей системы охлаждения, которые могут привести к перегреву силового агрегата, существуют и другие, такие как работа двигателя в условиях детонации, длительные экстремальные нагрузки, прогар выпускного клапана, отложения в полостях охлаждения, недостаток масла в системе смазки или неправильное использование присадок.

Многие из вышеперечисленных проблем можно избежать, используя для вашего автомобиля трибротехнические составы компании "Супротек"

Во всех случаях при обнаружении перегрева следует сразу заглушить мотор, попробовать визуально выявить причину и попытаться её устранить. Если причина не выявлена или устранить её самостоятельно невозможно, то все другие мероприятия по диагностике и ремонту проводятся в СТО.

Можно ли продолжить движение после перегрева двигателя?

Такой вопрос часто задают автомобилисты. Тут всё зависит от времени и степени перегрева. Если силовой агрегат работал в перегретом состоянии в течение не более 5-10 минут, то после его остывания можно попытаться возобновить движение. А вот сильный перегрев можно назвать «сердечным ударом» для авто со всеми вытекающими печальными последствиями.

 

 

Комментарии

Пока нет ни одного отзыва. Оставьте отзыв первым
Написать отзыв
Имя
E-mail
Отзыв
Рейтинг
NEW